Михаил Суходольский: Основная задача милиции строить свою работу таким образом, чтобы гражданин чувствовал себя спокойно


14 февраля 2009 года

12 февраля в пресс-центре «Московского комсомольца» прошла пресс-конференция с участием первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции Михаила Игоревича Суходольского по теме: «Об основных результатах деятельности органов внутренних дел по профилактике и пресечению преступлений в общественных местах и приоритетах развития подразделений милиции общественной безопасности на ближайшую перспективу».

Подобные встречи в пресс-центре «МК» уже стали традиционными. Первый заместитель Министра отметил, что тема сегодняшнего мероприятия была выбрана не случайно. Тенденции в динамике преступлений, совершаемых в общественных местах и на улицах, позволяют дать объективный прогноз развития общества на конкретном этапе, выявить основные очаги его «болезней», спланировать и реализовать мероприятия по искоренению причин и условий их возникновения.

В настоящее время органы внутренних дел играют одну из ведущих ролей в реализации мероприятий по предупреждению уличной преступности. Поэтому Михаил Суходольский свое выступление начал с перечисления тех мер, которые предпринимаются МВД России для совершенствования деятельности по этому направлению.

В конце прошлого года в соответствии поручением руководства страны образован Ситуационный центр МВД России и ФМС России по мониторингу состояния дел в социальных сферах и сфере миграции. Он аккумулирует информацию, поступающую из 120 региональных ситуационных центров органов внутренних дел и вырабатывает превентивные меры по сохранению стабильной оперативной обстановки в регионах.

Исходя из того, что личная безопасность для каждого человека основывается на критериях защищенности от преступных посягательств на улицах, начиная с прошлого года, Министерство внутренних дел приступило к реализации комплекса мероприятий, основная цель которых -обеспечить максимально эффективное комплексное использование сил и средств милиции, повысив оперативность реагирования на сигналы о происшествиях патрульно-постовых нарядов. Коротко новую концепцию можно описать так: по мере развития технических средств появляется возможность сокращать постоянное присутствие сотрудника милиции. При этом высвобождаемые силы будут направлены на увеличение числа мобильных групп, позволяющих минимизировать время прибытия на место происшествия.

Заместитель Министра обратил внимание и на то, что нельзя сбрасывать со счетов и оказываемую органам внутренних дел помощь общественных формирований правоохранительной направленности. Есть основания надеться, что катализатором активизации их деятельности послужит рассматриваемый в Государственной Думе проект закона «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка».

Новые подходы в деятельности милиции напрямую связаны с созданием аппаратно-программных комплексов (АПК) «Безопасный город». Основу концепции создания комплекса составляют: система видеонаблюдения, система мониторинга подвижных объектов (позиционирование), ведомственная сеть передачи данных, центр оперативного управления, установки экстренной связи «гражданин-милиция» и информационно-аналитическая система. Сегодня в населенных пунктах 53-х субъектов Российской Федерации АПК «Безопасный город» уже действуют.

- Наступивший год будет достаточно сложным, - уверен Михаил Суходольский. По итогам января отмечается снижение отрицательной динамики количества зарегистрированных преступлений. Так, если по итогам года преступность сократилась на 10,4%, то в январе этот показатель составил 5,5%. Процессы, происходящие в экономике, влекут увеличение числа нетрудоустроенных граждан, что напрямую влияет и на состояние уличной преступности.

На фоне экономической рецессии возрастает социальная напряженность и, как следствие, - уровень протестных настроений в обществе, чем активно пользуются различные экстремистские движения. Михаил Суходольский еще раз напомнил о том, что все публичные мероприятия должны проводиться в строгом соответствии с законодательством. В противном случае силы правопорядка будут пресекать незаконные акции, действуя при этом строго в рамках закона.

Как показывает опыт Исландии, Греции, Болгарии, Франции, Прибалтийских государств и ряда других стран, активными участниками протестных акций, в том числе перерастающих в массовые беспорядки, являются представители молодежи. И здесь особую озабоченность вызывает всплеск экстремистских проявлений, базирующихся, в первую очередь, на почве ксенофобии и национализма. Рост преступлений экстремистской направленности составил 29,2% (зарегистрировано 460 преступлений, раскрыто 430 (98,2%). Кроме того, проявляют активность и различного рода неформальные молодежные движения.

Поэтому сегодня на первый план выходит профилактическая работа в образовательных учреждениях, особенно в вузах. В прошедшем году шестьдесят шесть тысяч учащихся и студентов стали участниками преступлений. В связи с введением платного образования во многих ВУЗах, в крупные города перемещается наиболее активная часть этнической молодежи. Для неё характерны прочные корпоративно-этнические связи, нежелание ассимилироваться, подчиняться установленным правилам поведения. Эти факторы способствуют возникновению в студенческой среде межнациональных конфликтов, формированию негативных явлений экстремистского характера.

- Безусловно, требуется пересмотреть вопрос организации профилактической работы в образовательных учреждениях, в первую очередь - в студенческих общежитиях. Отмечу, что должностные лица образовательных учреждений дистанцировались от воспитательной работы с учащимися. Административные ресурсы вузов, закрепленные в их уставных документах, в полной мере не используются, а отсутствие контроля рано или поздно порождает вседозволенность, - заявил генерал. - Не принижая ответственности других заинтересованных сторон, МВД России прорабатывает вопрос о закреплении участковых уполномоченных милиции или инспекторов милиции.

Это будет не аналог «школьного» инспектора. Такой сотрудник должен стать координатором работы по профилактике правонарушений в студенческой среде. При этом в его ведении может находиться не один, а несколько вузов, в зависимости от численности учащихся. Основу для комплектования новых должностей в вузах составят как раз «школьные» инспекторы, численность которых в системе Министерства достигла почти 6 тысяч человек.

Работа по профилактике правонарушений в семье и в школьной среде по-прежнему будет оставаться приоритетом в деятельности милиции, поскольку именно здесь закладываются основы правовой культуры и воспитания. По итогам 2008 года в Российской Федерации несовершеннолетними или при их соучастии совершено более ста шестнадцати тысяч (116,1) преступлений, что на 16,5 % меньше прошлого года. Отмечено значительное (на 23,2% и 13,9% соответственно) снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет. Участниками преступлений стали почти сто восемь тысяч (107,9) подростков, что на 18,2% ниже уровня прошлого года.

Решению проблем в данной сфере способствует и активизация работы Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В рамках ближайшего заседания комиссии по предложению СК при Прокуратуре РФ планируется рассмотреть вопрос о необходимости исключения из телевизионной трансляции в дневное и вечернее время сцен эротического содержания, сексуального и физического насилия, ограничения демонстрации рекламы алкогольных напитков, а также увеличения доли социальной рекламы за счет средств телеканалов.

Несомненно, хорошим подспорьем в этой работе должен стать и законопроект Президента России «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», закрепляющий норму о праве региональных органов власти устанавливать меры по ограничению самостоятельного пребывания несовершеннолетних в общественных местах.

Проведенный мониторинг существующих аналогичных норм в 15 субъектах Российской Федерации (в Чувашской Республике, Краснодарском, Пермском краях, Архангельской, Белгородской, Владимирской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Липецкой, Пензенской, Орловской, Смоленской, Томской областях и г. Москве) показал, что принимаемые меры в рамках действующего регионального законодательства, способствуют обеспечению безопасности детей и защите их от преступных посягательств.

Необходимо более широкое участие общественности в оценке работы органов внутренних дел. Отчет должен базироваться не на количестве уголовных дел, а на отношении населения к работе правоохранительных структур.

- Основная задача милиции строить свою работу таким образом, чтобы гражданин чувствовал себя спокойно на улице, у него была уверенность в том, что милиция всегда находится рядом, и может прийти в любую минуту на помощь, - заявил Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник милиции Михаил Игоревич Суходольский.

По материалам Пресс-службы Министерства внутренних дел РФ