Социальная реклама должна занять полагающееся ей место на российском телевидении, которое сейчас явочным порядком уклоняется от выполнения ряда требований закона. Гарантии этого должен дать рассматриваемый в пятницу, 19 декабря, Госдумой в первом чтении законопроект, которым вносятся изменения в статьи 10, 33 и 38 ФЗ "О рекламе". Законопроект внесли депутаты Сергей Железняк, Григорий Ивлиев, Владимир Мединский и Татьяна Яковлева.
Авторы законопроекта отмечают, что в настоящее время в связи с ограничением общего количества рекламы на телевидении практически полностью исчезла социальная реклама. По их словам, законопроект направлен на то, чтобы вернуть социальную рекламу, воспитывающую нравственные начала в обществе, на наши телеканалы.
Характерно, что законодатели фактически признают, что телевидение становится неподконтрольным государству и обществу и действует вне правового поля. "Несмотря на то, что действующий Закон ограничивает общую продолжительность рекламы девятью минутами в час, бесконечные прерывания популярных телепрограмм и фильмов короткими рекламными паузами создают ощущение, что рекламы стало не меньше, а больше. Исходя из этого предлагается допустить прерывание рекламой телепередач не чаще трех раз в час. При общем ограничении продолжительности рекламных блоков девятью минутами в час, это будет означать, например, включение рекламных роликов не более чем на три минуты", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Как считает первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева, "наличие социальной рекламы - это важная составляющая гражданского общества, свидетельство его зрелости". По ее словам, "на сегодняшний день нельзя похвастаться избытком социально-важной информации в отечественном медиа-пространстве, хотя по закону ее количество не должно быть менее 5% от общего объема вещания".
Сославшись на мнение специалистов, Яковлева связала неразвитость социальной рекламы в России с трудностями с ее размещением в СМИ. "Рекламодатели, работающие в области социальной рекламы, очень часто получают отказ от размещения их продукта на телевидении, поскольку все время уже продано. Очень сложно поставить социальную рекламу в прайм-тайм", - отметила депутат. "Чтобы социальная реклама заняла заметное место в СМИ, в законопроекте прописана обязанность рекламораспространителей в теле- и радиоэфире размещать социальную рекламу с 6 до 24 часов. Причем продолжительность видео- или аудио-ролика не должна быть менее одной минуты", - подчеркнула Татьяна Яковлева.
Депутат уверена в том, что положительный эффект социальной рекламы не замедлит сказаться. "Как показывает практика, соцреклама в течении года способна на 15 - 20% улучшить ситуацию в конкретной проблемной точке", - заключила Татьяна Яковлева.