Начались победы Закона о Защите прав потребителей над ведомственными правилами


21 октября 2008 года

Сотрудница региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Наталья Присецкая уже несколько лет ездит в командировки по всей стране, причём всегда без сопровождающих. По словам адвоката «Перспективы» Максима Ларионова, если самолёт не оборудован трапом для инвалидов, сотрудник аэропорта обычно вносил Наталью на борт, коляску складывали и ставили рядом. 30 июня, собираясь во Владикавказ, Наталья также не ожидала проблем.

В аэропорту Домодедово она благополучно прошла регистрацию, оформила и оплатила багаж. К трапу Як-42 Присецкую подвезли на специальном автомобиле «скорой помощи». Сотрудник аэропорта поднялся на борт, чтобы предупредить экипаж об особом пассажире, однако стюардесса S7 отказалась принять на борт женщину-инвалида, ссылаясь на внутренние правила. В них говорится, что люди с ограниченными возможностями не допускаются на борт, если следуют без сопровождающего лица. Отказ был передан через сотрудника аэропорта - лично общаться с Натальей экипаж не захотел.

«Мне пришлось срочно ловить такси и ехать в аэропорт Внуково, где я безо всяких проблем вылетела самолётом другой компании, - рассказала она. - Кроме затраченных сил и нервов, я потеряла кучу денег и времени. В результате я попала во Владикавказ не к обеду, как планировала, а только вечером».
При этом адвокат Натальи Присецкой подчёркивает, что иметь сопровождающего - право, а не обязанность инвалида, поскольку в законодательстве об этом нет ни слова.

Защита Присецкой настаивала на том, что этот случай является нарушением Закона «О защите прав потребителей», который запрещает авиакомпаниям навязывать пассажиру покупку второго билета для сопровождающего лица. При этом адвокаты ссылались на 55-ю статью Конституции, которая позволяет ограничивать права граждан только федеральным законом, в то время как «закона, применимого к данному случаю, нет».

Ответчики сослались на Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила, которые позволяют авиакомпаниям расторгать договор перевозки, «если состояние здоровья пассажира требует особых условий».
Представители авиакомпании также указали на то, что заявка на бронирование билета поступила не лично от Присецкой, а от региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», сотрудником которой является Наталья. И, так как информации о состоянии здоровья женщины в заявке не содержалось, авиакомпания не могла заранее знать, что на борту полетит пассажир с ограниченными возможностями. Именно поэтому в перевозке было отказано в самый последний момент.

На это Наталья Присецкая заявила, что никаких особых условий на борту самолета ей не требуется, в нынешнем году она летала в командировки около 30 раз и без посторонней помощи может провести в полете до пяти часов (время полета до Владикавказа - около трех часов).

Представитель авиакомпании ответил, что перевозить инвалидов - это право, а не обязанность перевозчика, и вновь повторил довод про отсутствие условий и невозможность эвакуировать пассажирку при возникновении нештатной ситуации.

В ответ инвалид предъявила два использованных билета авиакомпании S7, причем один из полетов женщина совершила уже после 30 июня. Представитель авиакомпании промолчал, а билет приобщили к делу как вещественное доказательство.

Генпрокуратура, в свою очередь, установила, что правила перевозок пассажиров самолётами компании S7, в которых ограничиваются права инвалидов, противоречат требованиям Воздушного кодекса, закона «О защите прав потребителей», закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» и пункту 110 Федеральных авиационных правил. Но пока авиакомпания разбиралась с иском Натальи Присецкой, о нарушении собственных прав заявила еще одна пассажирка-инвалид - журналистка из Хабаровска Татьяна Седых.

Как рассказала Седых, она следовала рейсом из Хабаровского края в Москву. Татьяна - инвалид детства, передвигается только с помощью костыля и трости, но в салоне самолета стюардесса отобрала у нее трость и костыль, без которых инвалид не может передвигаться.

Стюардесса объяснила, что правила авиакомпании «запрещают, чтобы такие предметы находились в салоне».
«Чтобы добраться до туалетной комнаты, я была вынуждена опираться на спинки кресел других пассажиров. А когда мы прилетели в аэропорт Домодедово, я была вынуждена долго ждать, пока мой костыль найдут в багажном отделении».

Отметим, что это уже третий случай нарушения авиакомпанией S7 прав инвалидов. Кроме Натальи Присецкой и Татьяны Седых в подобной ситуации оказалась и инвалид-колясочник Александра Дугарова.
29 сентября она возвращалась в Улан-Удэ из Санкт-Петербурга. В аэропорту Пулково-1 борт-экипаж S7 не пустил Александру на обратный рейс, ссылаясь на внутренние правила компании.

После разбирательств она смогла прилететь в Улан-Удэ только 1 октября. Дугарова, также как и Татьяна Седых, пока не решила, обращаться ли ей в суд. Однако московские юристы организации «Перспектива» уже дали согласие поддержать ее.

Источники: http://gudok.ru/index.php/64453, http://www.vz.ru/society/2008/10/20/220943.html