Проблемы функционирования института социальной рекламы обсудят в Госдуме


8 октября 2010 года
Такую возможность по предложению эксперта Объединенного экспертного совета Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Виктора Калинина рассмотрели участники круглого стола "Освобождение от налогов и другие стимулы распространения социальной рекламы на безвозмездной основе", который прошел в Общественной палате РФ 5 октября.
 
Окончательное решение будет принято 19 октября после рассмотрения в первом чтении правительственного законопроекта N 385319-5 "О внесении изменений в часть II Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения НКО и благотворительной деятельности". В нем предлагается освободить от НДС социальную рекламу, произведенную или распространенную на безвозмездной основе. А также позволить производителям и рекламораспространителям социальной рекламы возвращать налог на прибыль с затраченных на это средств, что позволит им избежать прямых финансовых потерь.
 
Как ранее сообщил Президенту РФ Дмитрию Медведеву министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев, "прямые финансовые потери ОАО "Первый канал" за период с января по март 2009 года в связи с размещением данных роликов (антиалкогольных) составили более 15 млн рублей". Поручением Пр-535 от 27 февраля 2010 года Дм. Медведев обязал Федеральную антимонопольную службу России и Федеральную налоговую службу России предложить решение проблемы. После серии консультаций ФАС поддержал поправки по налогообложению социальной рекламы, включенные в упомянутый законопроект Правительства РФ. 
Присутствовавшие на встрече юристы СМИ отметили, что в законопроекте отражен возможный, но не единственный способ стимулирования размещения социальной рекламы на безвозмездной основе.
 
Дополнительные предложения, возможно, будут подготовлены ко второму чтению законопроекта.На встрече также обсуждалась проблема налоговых рисков для рекламодателей безвозмездной социальной рекламы. По закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" размещение социальной рекламы безвозмездно – это пожертвование (не облагается налогом на прибыль), а, согласно Гражданскому кодексу РФ, - это доход, подлежащий налогообложению. Разъяснение могли бы дать в ФНС России, однако на официальное приглашение посетить круглый стол в Общественной палате РФ там не отозвались.
 
В Ежегодном послании Федеральному собранию РФ в 2009 году Дм. Медведев предложил "дополнить понятие "пожертвование", закрепленное в Гражданском кодексе, указанием на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг". Однако предложенная Правительством РФ формулировка поправки (законопроект N 336526-5 "О внесении изменения в ст.582 части II Гражданского кодекса РФ (о признании безвозмездных работ и услуг дарением в форме пожертвования") не нашла поддержки у Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. В настоящее время в Правительстве РФ готовятся к внесению альтернативные поправки в Гражданский и Налоговый кодексы РФ.Кроме того, в рамках встречи обсуждались сложности, которые возникают у рекламораспространителей и контролирующих органов в связи с необходимостью определить, являются некоторые модули или ролики социальной рекламой или нет.
 
Определение, предложенное в действующем законодательстве, не идеально. "В вопросах изготовления и размещения социальной рекламы много субъективного, изложить его дословно, квалифицировать все случаи невозможно", - считает начальник отдела методологии законодательства о рекламе Федеральной антимонопольной службы России Яна Склярова. В ФАС уже столкнулись с запросами о соответствии рекламы критериям социальной, хотя таких обращений и не много. Попытка улучшить законодательство о социальной рекламе предпринята в законопроекте N 395585-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части социальной рекламы), первое чтение которого запланировано на 20 октября. Другим законопроектом Правительство РФ предложило включить в перечень целей, в рамках которых может осуществляться благотворительная деятельность, изготовление и распространение социальной рекламы на безвозмездной основе. Эта инициатива 5 октября была принята депутатами в первом чтении.
 
Изменения в законодательстве о рекламе не снимут проблему его произвольного толкования и применения Федеральной налоговой службой России, опасается Я. Склярова. Доцент юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Абросимова полагает, что улучшить ситуацию могли бы инструктивные письма с подборкой примеров социальной рекламы, подготовленные Министерством экономического развития РФ, Минфином РФ и ФАС РФ. В свою очередь сопредседатель рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, директор Агентства социальной информации Елена Тополева отметила, что упомянутые законопроекты пройдут общественную экспертизу в ОП РФ.
 
Встречу организовали рабочая группа Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, Коалиция НКО по содействию развитию социальной рекламы в России и АСИ. Материалы круглого стола (расшифровка, рекомендации и другие документы) будут высланы в ближайшее время участникам встречи, а также всем желающим по запросу (vlada@asi.org.ru).
 
Источник: asi.org.ru Агентство социальной информации