Бороться с алкоголем или его употреблением?


9 июня 2009 года

Общественные и религиозные организации, чиновники разного уровня все чаще говорят, что надо развернуть кампанию в масс медиа, с помощью социальной рекламы, и, разумеется, с использованием административных и законодательных инструментов.

Главный аргумент - рост числа употребляющих алкогольные напитки в самых раных возрастных группах.

По мнению многих один из бичей современного общества - активная пропаганда употребления пива как непременной составляющей повседневной жизни. Отсюда - стремление подростков соответствовать навязываемому образу.

Попытки внести изменения в региональные законы об административной ответственности родителей за употребление пива их детьми в общественных местах, причем понятие «общественное место» существенно расширить, привели к отмене этих изменений. Аргумент органов прокуратуры, последовательно вносивших свои протесты: эти изменения противоречат Конституции и федеральному законодательству. Так, например, случилось в Калужской области.

Вести с фронтов борьбы с детским алкоголизмом пока неутешительные.

На прошлой неделе с заявлением о необходимости причислить пиво к разряду алкогольных напитков выступил заместитель председателя комитета Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Сопин. Он считает, что проблему подросткового алкоголизма недооценивают.

«Подростковый алкоголизм - это проблема, которую можно отнести к категории угрожающих национальной безопасности страны. По официальным данным, нередко употреблять слабоалкогольные напитки школьники начинают уже в возрасте 9 - 10 лет, при этом далеко не многие осведомлены о реальном вреде, которое они наносят своему здоровью. А ведь, например, пиво оказывает на организм человека чрезвычайно негативное действие из-за содержания в нем кадаверина, аналога трупного яда. Закон запрещает продажу спиртных напитков несовершеннолетним, запрещает их распитие в общественных местах, однако молодых людей, употребляющих алкогольные и слабоалкогольные напитки в парках и скверах, меньше не становится», - приводит слова нижегородского депутата агентство реальных новостей и аналитики «Арена».

Сопин приводит несколько причин, отмечает агентство. ««Во-первых, штрафы за распитие спиртных напитков в общественных местах - это незначительная сумма, увеличить которую можно только на федеральном уровне. Во-вторых, это недостаточное внимание правоохранительных органов к этой теме - я убежден, что рейдов милиции по паркам и скверам, особенно в летнее время года, должно быть значительно больше. В-третьих, это отсутствие социальной рекламы о вреде алкоголя, а также доступность пива, которое зачастую стоит дешевле соков и других прохладительных напитков. Но, пожалуй, самая главная причина заключается в том, что пиво до сих пор не отнесено к разряду напитков алкогольных. Ситуацию необходимо в корне менять, и я намерен выйти с этим вопросом на заседание социального комитета в ближайшее время».

Между тем ведущий профессионального алкогольного портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов видит в попытках отнесения пива к разряду алкогольных напитков не борьбу с алкоголизмом как таковым, а борьбу с легальным алкогольным бизнесом, что приведет, как это бывало и раньше, лишь к развитию теневого бизнеса. Вопрос, что делать, - пишет Смирнов своей статье «Алкогольный рынок бодро идет вперед! Ко дну...», опубликованной на портале 8 июня 2009 года, - «проблем не вызывает: продвигать «ответственное потребление». Но только так, чтобы это самое «ответственное потребление» дошло до потребителей - а не легло в архив компании красивым «отчетом о проделанной работе».

Но, смеем предположить, продвижение «ответственного потребления», то есть потребления грамотного, не приводящего к печальным последствиям известного рода, дело тяжелое, хлопотное, затратное, длительное, не на один год, а возможно и не на одно десятилетие.

И дело даже не в том, что нельзя мол заставить наш народ относиться к алкоголю осторожно и «культурно», а в том, что укоренившееся в сознании огромного количества людей представление о том, что можно, а что нельзя, что нормально, а что ненормально, продолжает транслироваться рекламой, продукцией масс медиа, да и теми, кто занимается розничной торговлей того же пива, как наиболее распространенного и легкодоступного, пусть даже и слабо, но все же алкогольного напитка.

Разбросанные по городам и весям грязные «пивнухи» с заплеванными рядом с ними тротуарами, гуляющие по улицам или сидящие в скверах на лавочках с бутылками и банками пива взрослые... Это ведь образ повседневной жизни. А образу хочется соответствовать, особенно подросткам, стремящимся быть взрослыми.

На днях общественники Кемерова выступили против активной пропаганды такого образа жизни. В частности они обратились в Общественную палату с предложением ограничить действующую рекламу пива, которая в частности содержится и в названиях пивных заведений. В Кемерове одно из таких «говорящих» названий имеет магазин на улице Двужильного. «Пивзаправка» называется он. В названии явный призыв к известным действиям, ассоциирующимся с заправкой автомобиля. Без бензина машина не поедет! Напрашивается ассоциация: «Без пива никуда!» Чем не реклама? А рядом со слоганом еще и рисунок, призванный закрепить в сознании то, что написано на вывеске.

Пивзаправка в Кемерове

«По мнению обратившихся в независимую Общественную палату Кузбасса, такая реклама наносит моральный вред духовно-нравственному развитию молодежи и унижает человеческое достоинство, опуская его до уровня потребности машины, - отмечается в статье, опубликованной на сайте Общественной палаты Российской Федерации.

«Я не хочу, чтобы в моем районе унижали меня и моих соседей, а моих детей воспитывали новым мышлением, коверкая культуру русского языка», - заявил Василий Крицак, житель Заводского района г. Кемерово.

Совет Ассоциации общественных объединений «Общественная палата Кемеровской области» предложил главе Кемерова решить эту проблему. И, возможно, она будет решена, но это будет локальным решением проблемы.

Возвращаясь к тому, «что делать», можно лишь повторить уже не раз звучавший рецепт: недостаточно бороться с пропагандой такого образа жизни, недостаточно административных мер, необходима пропаганда другого образа жизни, более привлекательного и сулящего каждому человеку хорошие перспективы. Предположим, что рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя, недостаточно. В подкрепление к ней нужна реклама того, что может заменить жизнь в алкогольном угаре или повседневном легком подпитии. А если пока рекламировать нечего?


Первый сайт о социальной рекламе в России www.1soc.ru