Описание информационной кампании «Оставайтесь людьми» в Москве и 10 регионах


Описание кампании "Оставайтесь людьми!"

Кампания «Оставайтесь людьми!» - вторая кампания в СМИ по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ, разработанная и осуществляемая в Российской Федерации. Первая кампания была реализована в 2004 году.

Материалы новой кампании разрабатывались на основе результатов количественного исследования, проведенного Фондом «ФОКУС-МЕДИА» в феврале 2005 года в 10 регионах проекта ГЛОБУС. Кроме того, были использованы другие имеющие в распоряжении фонда ФОКУС-МЕДИА исследования, в том числе данные исследования эффективности кампании по солидарности «ВИЧ. Узнай больше!» и исследования «Оценка эффективности информационной кампании "ВИЧ. Твоя безопасность в твоих руках"», проведенных ЦСМИ «Аналитик» в Волгограде в июне 2005 года, а также некоторые другие.

Исследования показали, что население демонстрирует высокий уровень неправильных представлений о путях передачи ВИЧ: 39% респондентов считают, что существует риск заразиться ВИЧ через кашель, чихание, 56% уверены, что можно заразиться через поцелуй, 68% думают, что ВИЧ может переноситься кровососущими насекомыми, 43% респондентов считают, что можно заразиться, если работать с ВИЧ-позитивным в одном офисе; 47% - если воспользоваться одним стаканом с ВИЧ-позитивным человеком; 21% - через рукопожатие. Эти неправильные представления и мифы являются причиной страха перед ЛЖВС, желания устраниться от этой проблемы. Более половины опрошенных (54%) в той или иной степени склоняются к мнению, что государство должно изолировать ЛЖВС от общества.

У населения ВИЧ-инфекция и СПИД вызывает ассоциации, связанные со смертью, болью и страхом, люди боятся заразиться и умереть. Свой страх население переносит на людей с ВИЧ. Диагноз воспринимается как приговор, как болезнь, лечение которой невозможно или, по крайней мере, методы, формы и возможности лечения которой неизвестны респондентам.

Большая часть респондентов связывает причину заражения ВИЧ с определенным образом жизни ВИЧ-положительного человека - употреблением инъекционных наркотиков, наличием нескольких сексуальных партнеров. Половина респондентов (50%) в той или иной степени согласна с тем, что человек с ВИЧ сам виноват в том, что он заразился. Такой высокий уровень стигматизации в сочетании с имеющимися ассоциациями заболевания со смертью делает его пугающим и отталкивающим, и такое отношение переносится на ВИЧ-положительных людей.

Наиболее лояльное и спокойное отношение к ЛЖВС испытывают те люди, которые так или иначе лично столкнулись с проблемой. В ситуациях, когда человек с ВИЧ/СПИДом оказывается близким и/или родственником, респонденты демонстрируют готовность поддержать его и оказать посильную помощь.

Творческая концепция кампании
По итогам исследования оценки эффективности нескольких предварительных вариантов концепций, в основу кампании легла идея, что жизнь - не игра в крестики-нолики, и положительный диагноз - это не обнуление всего, чем человек является на данный момент. Это, скорее, отдельная страница, которая не перечеркивает всего, что было. Получив положительный результат анализа на ВИЧ-инфекцию, ваш друг не стал другим человеком, он не изменился сам, и хотя жизнь его, вероятно, изменится, сам он остается человеком, которому нужны ваши поддержка и участие. Если кто-то из нас окажется в подобной ситуации, справиться с нахлынувшими эмоциями и переживаниями будет непросто. Но получив достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе и правильно ее восприняв, мы все имеем шанс выиграть.
Все мы должны быть людьми. К этому и призывает кампания «Оставайтесь людьми!».

Цели и задачи кампании
Эта кампания - первая из двух запланированных кампаний в СМИ по солидарности в 10 регионах проекта ГЛОБУС в 2005-2009 годах.

Кампания «Оставайтесь людьми!» направлена не только на все население в целом, но и на узкие группы людей, имеющих отношение к жизни и деятельности ЛЖВС, таких как врачи, журналисты. В последующих кампаниях предполагается расширить охват, включив группы работодателей, представителей властных структур.

Целевая группа
Целевой группой кампании являются мужчины и женщины 10 регионов в возрасте от 25 до 50 лет, так как люди этого возраста оказывают большое влияние на формирование общественного мнения и, в то же время, в отличие от молодежи, более консервативны в своем отношении к ВИЧ и людям с ВИЧ.

Основная цель кампании

Повысить терпимость общества по отношению к ЛЖВС и снизить уровень стигматизации ЛЖВС через улучшение знаний о ВИЧ/СПИДе и способствовать формированию/продвижению этической модели/нормы поведения по отношению к ЛЖВС.

Методы и подходы
Для донесения послания до целевых групп была разработана концепция, основывающаяся на личностном, эмоциональном восприятии проблемы ВИЧ-инфекции. Подчеркивается мысль, что положительный анализ на ВИЧ-инфекцию не делает наших близких другими людьми, они по-прежнему остаются нашими друзьями, коллегами, членами семьи. Мы все должны остаться людьми!

Кампания реализована в Москве и 10 регионах проекта ГЛОБУС с помощью следующих каналов и мероприятий:

§ Федеральные и региональные каналы телевидения (размещение видеоролика в качестве социальной рекламы)

§ Федеральные и региональные радиостанции (размещение аудиоролика в качестве социальной рекламы)

§ Размещение наружной рекламы (щиты и/или стикеры в метро и на улицах города, реклама на наземном транспорте, уличные щиты)

§ Реклама в журналах/газетах (анонсы, статьи, тесты, рубрики, вклейки рекламной страницы, вложение буклетов/календарей/открыток и др.)

§ Распространение информационных материалов (плакаты, открытки, календари и брошюры - через систему медицинских и общественных учреждений, сеть партнерских организаций, почтовые рассылки, сети досуговых учреждений и т. д.)

§ Проведение мероприятий (пресс-конференции, круглые столы, тренинги)

§ Размещение материалов кампании в интернете.

Размещение аудио- и видеороликов в эфире радиостанций и телеканалов осуществлялось на бесплатной основе в рамках лимита эфирного времени, отведенного под социальную рекламу.

Реализация кампании по солидарности с ЛЖВС завершилась социологическим исследованием ее эффективности во всех 10 регионах проекта ГЛОБУС.
Доноры и партнеры
Кампания реализуется в рамках проекта «ГЛОБУС» при консультативной поддержке AFEW

Источник: http://www.focus-media.ru/humane3/

Материалы итогового исследования можно посмотреть здесь: http://www.focus-media.ru/researches/