Владимир Вайнер: Понятие социальной рекламы полностью становится тождественным понятию государственной рекламы


24 декабря 2008 года

ФЗ о поправках лишает социальную рекламу возможностей спонсирования социальной рекламы коммерческими организациями, независимо от формы собственности. При этом восстанавливаются возможности для политических партий выступать инициаторами социальных информационных кампаний. Некоммерческие организации, которые на протяжении 10 лет являются основными силами развития социальной рекламы, практически вычеркиваются - им посвящена только одна очень сложная для понимания строка: "4. в части 4 слова «и о спонсорах.» заменить словами «о политических партиях, иных общественных объединениях, в наименовании которых не используются наименования иных юридических лиц либо производные от таких наименований, а также о религиозных организациях.»;

Учитывая загруженность органов ФАС, следующая поправка создает мощнейший административный барьер для любой общественной или социальной инициативы. Согласно поправкам, теперь рекламодатель должен получить заключение ФАС (сроки и форма заключения в силу уровня закона не оговариваются и негламентируются): "5. До обращения к рекламораспространителю по поводу заключения договора на распространение социальной рекламы рекламодатель социальной рекламы обязан получить заключение антимонопольного органа о соответствии рекламного материала, оформленного в виде социальной рекламы, требованиям пункта 11 статьи 3 настоящего Федерального закона к социальной рекламе, а также требованиям пунктов 7 - 9, 11 части 3, пунктов 1 - 3 части 4, пункта 3 части 5, частей 6, 9 и 11 статьи 5, пунктов 1, 5, 6 и 8 статьи 6, статьи 7, части 3 настоящей статьи настоящего Федерального закона". Еще больше путаницы и бюрократизации создаст следующее положение: «9) выдавать рекламодателям социальной рекламы заключения о соответствии рекламного материала, оформленного в виде социальной рекламы, требованиям настоящего Федерального закона к социальной рекламе. Порядок выдачи таких заключений определяется Правительством Российской Федерации

Понятие социальной рекламы полностью становится тождественным понятию государственной рекламы: "6. рекламодатели социальной рекламы - органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, пользуются преимущественным правом на заключение договоров на распространение социальной рекламы". Что означает это преимушественное право? Что мешало до сих пор размещать социальную рекламу? Если социальная реклама учитывала интересы аудитории канала, сделана качественно и отвественно - с тщательным тестированием - такую рекламу брали и берут каналы, чему много примеров. Если же это были эксперименты над людьми - такие как ролик под девизом "Тебе повезло- ты умер сразу" от федерального ГИБДД и одного из молодых рекламных агентств - такую рекламу естественно не пропускали. Теперь все изменится. На первый план выдвигается не обеспечение качества сообщения и учет формата, а принадлежность к более высокому по госстатусу рекламодателю. Общественные орагнизации и социально-маркетинговые компании оказываются вне закона.

К сожалению, единственным плюсом, учитывающим развитие ситуации является следующее положение: 15. В случае, если настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами установлены требования к объему рекламы в средствах массовой информации, социальная реклама не учитывается при расчете такого объема.

И одна из наиболее сложных тем - необходимость и процедура оплаты размещения социальной рекламы похоже определена также не в пользу собсвенно социальной рекламы - решение можно охарактеризовать следующим образом: платишь бюджетные деньги - размещаешься. Вопрос размещения социальной рекламы без оплаты аккуратно отходит в тень. Пока этот говорит о двух вещах - (1) денег в бюджете так много, что нужно было найти новый канал для их расходования и (2) деньги на поддержку медиаканалов найдены - это бюджетная оплата социальной рекламы. Все довольны. Социальной рекламы 2008 года уходит навсегда, приходит госудаственная реклама образца 2009 года.

Постоянный адрес комментария: http://www.kommentarii.ru/comment/10888/1672