Можно ли отвадить нас от выпивки и сигарет?


10 апреля 2008 года
Можно ли отвадить нас от выпивки и сигарет?

У нас курит 75% населения, В США - не более 20%

ГОСДУМА на днях в первом чтении одобрила запрет на рекламу алкоголя и табака на транспорте. Обсуждается тотальный запрет рекламы сигарет.

ПОСЛЕ долгих лет массированной рекламы алкоголя и табака в стране стали предприниматься робкие попытки антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды. Правда, результат пока сомнителен.

По мнению специалистов, в России антиалкогольно-антитабачная пропаганда ведется часто неправильно, а вся борьба со злом обычно сводится к запретам.

"У нас всегда забывают, что нужны меры, направленные на борьбу не только с предложением спиртных напитков и сигарет, а в первую очередь со спросом на них, - считает психиатр-нарколог, зав. отделением детской наркологии Национального научного центра наркологии Росздрава Алексей НАДЕЖДИН. - Чтобы люди не пили и не курили, они должны понимать, почему такое поведение порочно и неадекватно. А для этого нужно постоянное информационное давление на общество, в том числе в виде социальной рекламы. Почему США за какие-то 20 лет превратились из самой курящей страны в самую некурящую? Все началось с массированной антиникотиновой кампании. По тому же пути пошла Европа. Сегодня все европейские города заклеены плакатами, призывающими бросить курить. Сравним сигаретную пачку в России, которая чрезвычайно привлекательна для потребителя, с той, что продается, например, в Тайване, с изображением последствий курения в виде рака горла. (См. иллюстрацию). На каждой марке сигарет - своя картинка. Это - пример негативной рекламы. В России мы нигде не увидим нормальной антитабачной или антиалкогольной рекламной кампании. И становится понятно, почему у нас курит 75% населения, включая детей и беременных женщин (в США - не более 20%). А по количеству алкоголя на душу населения - около 16 л чистого спирта в год - мы "переплюнули" весь мир".

Проблема не только в количестве, но и в качестве воздействия. На Западе сформировалась целая наука такого в хорошем смысле "промывания мозгов". В России почти нет специалистов по антитабачной и антиалкогольной рекламе. Наши рекламщики знают, как эффективно впаривать товар. Научить отказываться от него - гораздо сложнее, и этому специалисты по созданию рекламы еще не научились. Абстрактными рассказами о здоровом образе жизни, вреде сигарет и алкоголя наших граждан, не привыкших обращать на свое здоровье много внимания, особо не испугаешь.

"Нам нужна методология социальной рекламы, чтобы не было таких роликов, которые иногда получаются у ГИБДД, к примеру "Пристегнись, или тебя пристегнут", - говорит Алексей Надеждин. - Кровавая сцена автокатастрофы вызывает у зрителя отторжение. Он старается быстрее забыть запредельный ужас и не усваивает рекламную информацию".

Но самое главное - необходимы четкая государственная программа по борьбе с пьянством и курением и жесткий закон. "Эти меры должны последовательно проводиться в течение 10-15 или 20 лет", - уверен секретарь Общественного совета при ФСКН России Алексей КОЛГАШКИН.

"Законы о запрете курения в общественных местах, продажи спиртных напитков и сигарет подросткам должны работать, - заканчивает Алексей Надеждин. - В Штатах за вождение в пьяном виде отправляют в тюрьму и на принудительное лечение. А у нас лишают прав на два года, и даже эту меру Госдуме удалось ввести с трудом и совсем недавно. Хотя в России на дорогах людей гибнет не меньше, чем в Америке. Но даже то ужесточение Правил дорожного движения, которое внесено недавно, снизило смертность на дорогах. Значит, надо искать мотивацию для выявления и пресечения покупки водки и сигарет".

Источник: 09.04.2008
Юлия БОРТА
Аргументы и факты
Москва